Система государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – система государственной регистрации) в современном виде создавалась в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 года «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации). Закон о государственной регистрации вступил в силу с 8 мая 2003 года.
Система государственной регистрации непрерывно развивалась, достигая новых качеств и предоставляя своим клиентам услуги. За период существования системы действует уже третья Программа развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним: период с 2003 по 2008, с 2009 по 2013, с 2014 по 2020 годы.
К настоящему времени достигнуты следующие значимые показатели развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним:
1. Создана стройная система организаций по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним. Система состоит из:
Специально уполномоченного органа государственного управления
|
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.
|
Республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним
|
ГУП «Национальное кадастровое агентство»
|
Территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним
|
РУП «Брестское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» РУП «Витебское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» РУП «Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» РУП «Гродненское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» РУП «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» РУП «Могилевское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»
|
2. Впервые в Республике Беларусь был создан единый информационный ресурс о недвижимом имуществе, в котором содержится информация о земельных участках, капитальных строениях, незавершенных законсервированных капитальных строениях, изолированных помещениях, машино-местах, предприятиях как имущественных комплексах, правах на них и сделках с ними – Единый государственный регистр недвижимого имущества прав на него и сделок с ним (далее – ЕГРНИ). Наполнение ЕГРНИ как информационного ресурса осуществляется посредством совершения регистрационных действий и внесения исправлений в документы ЕГРНИ в соответствии с действующим законодательством. В 2009 году ЕГРНИ признан базовым информационным ресурсом государства (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 г. № 673).
Состав ЕГРНИ и динамика его изменения в 2014-2018 годах
Виды недвижимости
|
2014 |
2014
|
2015
|
2015
|
2016
|
2016
|
2017
|
2017 |
2018 |
2018 |
Кол-во |
% к 2013 |
Кол-во |
% к 2014 |
Кол-во |
% к 2015 |
Кол-во |
% к 2016 |
Кол-во |
% к 2017 | |
Земельные участки |
2 094 870
|
107
|
2 269 454 |
108 |
2 404 844 |
106 |
2 493 525
|
104
|
2 570 515 |
103 |
Капитальные строения с учетом незавершенных законсервированных капитальных строений
|
2 177 160
|
104
|
2 255 748 |
103
|
2 324 300 |
103
|
2 381 998
|
102
|
2 440 639 |
102 |
Изолированные помещения с учетом машино-мест
|
2 651 085
|
108
|
2 750 467
|
103
|
2 844 052
|
103
|
2 905 497
|
102 |
2 957 330
|
102 |
Итого
|
6 923 115
|
107
|
7 275 669
|
105
|
7 573 196
|
104
|
7 781 020
|
103 |
7 968 484
|
102 |
По состоянию на 31.12.2018 ЕГРНИ содержал сведения о следующем количестве зарегистрированных сделок купли-продажи объектов недвижимости, повлекших переход права собственности:
Наименование регистрационного округа |
Количество |
Брестская область |
12 478 |
Витебская область |
11 950 |
Гомельская область |
12 157 |
Гродненская область |
10 295 |
г.Минск |
19 586 |
Минская область |
23 185 |
Могилевская область |
9 164 |
Республика Беларусь |
98 815 |
Наполнение ЕГРНИ осуществлялось двумя путями.
· Формирование документов ЕГРНИ путем перенесения информации о произведенных ранее государственных регистрациях недвижимого имущества и прав на него, содержащихся в организациях, ранее занимавшихся государственной регистрацией и учетом недвижимости в Республике Беларусь. Такое формирование предусмотрено статьей 73 Закона о государственной регистрации.
· Внесение информации в ЕГРНИ путем совершения регистрационных действий.
В настоящее время обновление ЕГРНИ осуществляется не реже 1 раза в час.
На сегодняшний день ЕГРНИ является сложным взаимосвязанным информационным ресурсом. В составе ЕГРНИ функционирует значительное количество реестров и регистров (реестр регистраторов, реестр специалистов по технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, реестр классификаторов, система обмена электронными документами, реестр организаций по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним и др). Создана и аттестована система защиты информации ЕГРНИ.
3. Впервые в Республике Беларусь создан институт регистраторов недвижимости. К регистратору недвижимости законодательством предъявляются требования (образование, обязательность стажировки, обязательность аттестации). Регистраторы недвижимости наделены исключительным правом в Республике Беларусь вносить информацию в ЕГРНИ. В настоящее время в Республике Беларусь действует 668 регистратора недвижимости, а всего за пятнадцатилетний период в реестр регистраторов была внесена информация о 1795 регистраторах недвижимости.
4. При помощи аппаратно-программного комплекса системы государственной регистрации оказываются электронные услуги участникам рынка недвижимости и обществу в реальном масштабе времени путем обеспечения предоставления дистанционного доступа к ЕГРНИ или оказание отложенной электронной услуги.
Организован доступ через Интернет всех заинтересованных лиц к Публичной кадастровой карте Республики Беларусь (далее - Публичная кадастровая карта). В пиковые периоды (после презентации запуска в 2014 году тестовой версии данной системы на телевидении) было до 10 000 запросов в день. Для сравнения, за 2014 год всего обратилось 63,3 тысячи пользователей из 80 стран мира, включая Республику Беларусь, а за 2015 год – 136 тысяч пользователей из 111 стран мира. В 2016 году было направлено более 226 тысяч запросов от 61 тысячи 139 пользователя из 96 стран мира. В 2017 году к Публичной кадастровой карте обратилось 79 709 пользователей из 101 страны, направив в целом 306 442 запроса. В 2018 году к Публичной кадастровой карте обратилось 100 803 пользователя из 99 стран, направив в целом 406 728 запросов. Каждый месяц к Публичной кадастровой карте обращается более 8400 пользователей.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2014 г. № 737 «О комплексе мер по стимулированию развития инфраструктуры рынка земли и либерализации земельных отношений» 11 декабря 2015 г. Публичная кадастровая карта была принята в промышленную эксплуатацию. В настоящее время Публичная кадастровая карта функционирует как геоинформационная система для предоставления бесплатного открытого доступа к пространственным данным Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; Реестра адресов Республики Беларусь; регистра стоимости земель, земельных участков государственного земельного кадастра; единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь.
Объем Е-услуг за 2018 год приведен в таблице
Наименование информационного ресурса |
Количество предоставленных доступов за 2018 |
Количество пользователей по состоянию на 31.12.2018 |
Количество обращений/предоставленных сведений к базе данных регистра в 2018 |
1. Автоматизированная информационная система обмена электронными документами между организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и внешними пользователями NKA_E_SERVICES, в том числе |
195 |
1 488 |
68 391 |
2. Системы дистанционного доступа к регистру недвижимости (NKA_Remote, OZ.NCA.BY, GZK.NCA.BY, info.nca.by), в том числе |
1 799 |
9 269 |
13 680 559 |
3. Информационное взаимодействие с автоматизированными информационными системами |
0 |
2 |
8 248 061 |
4. Общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС) |
112 |
1 767 |
962 315 |
5. Информационное взаимодействие с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь |
0 |
1 |
7 300 000 |
Всего |
2 106 |
12 526 |
26 658 378 |
5. Совершение регистрационных действий – один из самых значимых этапов формирования системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. В 2003 году Законом о государственной регистрации законодателем был установлен максимальный срок совершения регистрационных действий: 14 рабочих дней.
С 30 января 2015 г. для совершения регистрационных действий в отношении большинства объектов недвижимого имущества действуют следующие сроки:
- 5 рабочих дней (общий срок);
- 7 рабочих дней - если объекты недвижимого имущества расположены на территории более одного регистрационного округа;
- 2 рабочих дня – в случае совершения регистрационных действий в ускоренном порядке;
- 1 рабочий день - если регистрационные действия совершаются в срочном порядке и заявление о государственной регистрации подано гражданином и зарегистрировано в журнале регистрации таких заявлений до 16.00 часов, подано индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом не менее чем за два часа до окончания установленного в организации рабочего времени (с 11.06.2017) (ранее возможность совершения регистрационных действий в срочном порядке не была предусмотрена);
- в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций срок регистрации, как и ранее, составляет 1 месяц.
6. Создана система управления качеством совершения регистрационных действий и работ по технической инвентаризации и проверок характеристик недвижимого имущества. Функционирует программа дистанционного тестирования специалистов по технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества.
Создана комплексная система управления качеством совершения регистрационных действий, состоящая из подсистем:
а) кадрового обеспечения: включает в себя действующую комиссию по аттестации регистраторов; институт стажеров регистраторов; требования к квалификационной характеристике регистраторов; реестр регистраторов;
б) управления совершением регистрационных действий: включает в себя комплекс нормативных правовых актов и документов методологического характера; комплекс мер по дистанционной поддержке принятия решений регистраторами, систему обмена электронными документами;
в) мониторинга правильности совершения регистрационных действий: включает в себя как сам мониторинг правильности совершения регистрационных действий, так и комиссию по рассмотрению результатов мониторинга регистрационных действий;
г) повышения квалификации регистраторов: включает в себя курсы повышения квалификации регистраторов, техническую учебу.
7. Впервые в Республике Беларусь осуществлено нормирование целостности данных ЕГРНИ как информационного ресурса. На постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на поддержание и восполнение уровня целостности ЕГРНИ, достижения и поддержания целостности данных ЕГРНИ на уровне «отличный».
8. В 2018 году система государственной регистрации продолжала развиваться с учетом мировой тенденции развития системы электронных архивов и оборота электронных документов. В 2018 году в законодательство введено понятие электронной копии документа на бумажном носителе, а также внесены изменения, согласно которым подлинники документов, представленные заявителем для осуществления государственной регистрации, истребованные на бумажном носителе, сканируются и после подписания электронной цифровой подписью регистратора вносятся в регистрационное дело в виде электронных копий документов на бумажном носителе.
Замена бумажных архивов на цифровые – одна из важнейших задач совершенствования отечественной системы государственной регистрации. Преобразование регистрационных дел в электронный вид дает множество преимуществ: экономию площадей в зданиях, бумаги, дистанционный поиск документов, экстерриториальность государственной регистрации, экономию на мерах противопожарной безопасности и др.
Данный процесс носит эволюционный характер и основан на создании специализированной архивной открытой информационной системы (далее – АОИС).
В 2018 году проводились работы по сопровождению процесса внедрения архива электронных документов. На основании проводимой эксплуатации в пилотных зонах аккумулировались предложения по развитию АОИС, учитывались процессы наполнения базы, ее быстродействия. Для решения поставленных задач специалистами ГУП «Национальное кадастровое агентство» и агентств по государственной регистрации и земельному кадастру осуществлялся комплекс организационных и программно-технических мероприятий. В 2018 году фактически все агентства по государственной регистрации и земельному кадастру продолжили наполнять собственные электронные архивы, к формированию которых приступили в 2015 году.
Указанные достижения позволили сократить сроки совершения регистрационных действий преимущественно до 2 рабочих дней (в некоторых случаях время совершения регистрационных действий не превышает 1 часа), сформировать стоимость услуги по государственной регистрации, не зависящую от стоимости права собственности, а также максимально сократить число административных процедур при совершении регистрационных действий.
9. Законом Республики Беларусь от 8 января 2018 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» в систему государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним введен новый субъект: авторизованный посредник*.
* оказывает гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам услуги, связанные с государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, внесением исправлений в документы ЕГРНИ, внесением отметок в регистрационную книгу, предоставлением сведений и документов из ЕГРНИ посредством электронного взаимодействия с организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Стать авторизованным посредником может адвокат, риэлтерская организация, юридическое лицо, уполномоченное должностное лицо которого подписало документ, являющийся основанием для государственной регистрации, а также нотариус или другое должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия.
По состоянию на 31.12.2018 их насчитывается 6 (2 застройщика, 3 риэлтерских организации и 1 адвокат). В целях обеспечения электронного взаимодействия авторизованных посредников и системы государственной регистрации недвижимого имущества ГУП «Национальное кадастровое агентство» разработано и внедрено специальное программное обеспечение.
В течение 2018 года авторизованными посредниками в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним направлено 2 пакета документов для совершения регистрационных действий.
10. Результат анализа о количестве и категории дел, рассмотренных судами первой инстанции в 2018 году по вопросам, связанным с недвижимым имуществом.
Одним из критериев оценки общего качества системы управления земельными ресурсами страны в рамках отчета Всемирного банка «Ведение бизнеса» является наличие в публичном доступе информации о количестве земельных споров, рассматриваемых судами первой инстанции. Для освещения данного вопроса Верховным Судом Республики Беларусь предоставлен результат анализа о количестве и категории дел, рассмотренных судами первой инстанции в 2018 году по вопросам, связанным с недвижимым имуществом.
Категория дел |
Всего окончено |
Из них с вынесением решения |
С удовлетворением иска |
Прекращено |
Оставлено без рассмотрения |
Передано в др. суды |
По земельным спорам (по жалобам и искам) |
1 061 |
801 |
595 |
199 |
60 |
1 |
О признании права собственности на жилые дома, квартиры |
1 184 |
892 |
751 |
264 |
18 |
10 |
О разделе жилых помещений |
497 |
241 |
197 |
217 |
27 |
12 |
О признании сделок с квартирами недействительными (обмен, купля-продажа и т.д.) и применении последствий недействительности сделок |
353 |
288 |
161 |
49 |
14 |
2 |
По спорам, связанным с жилой площадью, принадлежащей жилищно-строительным кооперативам, коллективам индивидуальных застройщиков, вытекающим из создания объекта долевого строительства |
155 |
100 |
79 |
44 |
11 |
0 |
О расторжении договора найма жилого помещения |
1 993 |
1 614 |
1 431 |
339 |
36 |
4 |
О признании права пользования жилым помещением |
91 |
76 |
62 |
14 |
1 |
0 |
Об установлении порядка пользования и изменения договора найма жилых помещений |
262 |
184 |
153 |
69 |
9 |
0 |
О выселении с предоставлением другого жилого помещения |
195 |
152 |
125 |
37 |
6 |
0 |
О выселении без предоставления другого жилого помещения |
4 638 |
3 642 |
3 208 |
926 |
63 |
7 |
Другие жилищные дела |
1 808 |
1 383 |
1 178 |
386 |
36 |
3 |
Достижения системы государственной регистрации не остались незамеченными международным сообществом. Всемирный Банк и Международная финансовая корпорация ежегодно определяют рейтинг инвестиционной привлекательности стран по различным показателям: основание бизнеса, разрешение на строительство, возможность получения кредита, платежи налогов и др. По каждому показателю в отдельности, а также по их совокупности 190 странам присваивается определенный рейтинг. Один из критериев оценки – система «Регистрация собственности».
Рейтинг «Регистрация собственности», прежде всего, определяется по таким критериям как стоимость и срок совершения регистрационных действий, количество необходимых для этого процедур, индекс качества земельного администрирования.
С учетом того, что после проведения исследования в 2014 году была изменена методология оценки экономик стран по показателю «Регистрация собственности», в частности, был введен новый критерий оценки «Земельное администрирование»: «Вопросы по общему качеству системы управления земельными ресурсами» (сейчас – «Индекс качества земельного администрирования»), был пересчитан рейтинг за 2014 год, в результате чего Республика Беларусь заняла 6 место в мире.
Согласно отчету Всемирного Банка «Doing Business-2016» Беларусь по критерию «Регистрация собственности» занимала в рейтинге стран 7-е место в мире. Благодаря упрощению процедуры передачи недвижимого имущества за счет усиления прозрачности и надежности системы управления земельными ресурсами Беларусь поднялась на 5-е место в мире по данному показателю в отчете Всемирного Банка «Doing Business – 2017», которое сохранило в отчете Всемирного Банка «Doing Business – 2018», а также «Doing Business – 2019».
В тоже время система государственной регистрации стремится к дальнейшему совершенствованию. В настоящее время этот процесс происходит в соответствии с Программой развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2014 – 2020 годы. В Программе приведены ориентиры развития системы государственной регистрации, необходимые усовершенствования, оптимизация бизнес-процессов.
Ознакомиться с Программой развития системы государственной регистрации недвижимого имущества на 2014-2020 годы.
ГУП «Национальное кадастровое агентство» ежегодно подготавливает для всеобщего сведения показатели системы государственной регистрации и представляет их в виде Годовых отчетов. С отчетами за предыдущие периоды можно ознакомиться, перейдя по приведенным ссылкам.