Мой кут

 

Форум

 

Вопросы-Ответы

 

 



 
Лучшие сайты беларуси -
 

 

Архив за 2017 год

Система государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – система государственной регистрации) в современном виде создавалась в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 года «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации). Закон о государственной регистрации вступил в силу с 8 мая 2003 года.

 

Система государственной регистрации непрерывно развивалась, достигая новых качеств и предоставляя своим клиентам услуги. За период существования системы действует уже третья Программа развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним: период с 2003 по 2008, с 2009 по 2013, с 2014 по 2020 годы.

 

К настоящему времени достигнуты следующие значимые показатели развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним:

 

1. Создана стройная система организаций по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним. Система состоит из:

Специально уполномоченного органа государственного управления

 

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.

 

Республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним

 

ГУП «Национальное кадастровое агентство»

 

Территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним

 

РУП «Брестское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Витебское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Гродненское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Могилевское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

 

 

2. Впервые в Республике Беларусь был создан единый информационный ресурс о недвижимом имуществе, в котором содержится информация о земельных участках, капитальных строениях, незавершенных законсервированных капитальных строениях, изолированных помещениях, машино-местах, предприятиях как имущественных комплексах, правах на них и сделках с ними – Единый государственный регистр недвижимого имущества прав на него и сделок с ним (далее – ЕГРНИ). Наполнение ЕГРНИ как информационного ресурса осуществляется посредством совершения регистрационных действий и внесения исправлений в документы ЕГРНИ в соответствии с действующим законодательством. В 2009 году ЕГРНИ признан базовым информационным ресурсом государства (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 г. № 673).

 

Состав ЕГРНИ и динамика его изменения в 2014-2018 годах

Виды недвижимости

 

2014

2014

 

2015

 

2015

 

2016

 

2016

 

2017

 

2017

2018

2018

Кол-во

% к 2013

Кол-во

% к 2014

Кол-во

% к 2015

Кол-во

% к 2016

Кол-во

% к 2017

Земельные участки

2 094 870

 

107

 

2 269 454

108

2 404 844

106

2 493 525

 

104

 

2 570 515

103

Капитальные строения с учетом незавершенных законсервированных капитальных строений

 

2 177 160

 

104

 

2 255 748

103

 

2 324 300

103

 

2 381 998

 

102

 

2 440 639

102

Изолированные помещения с учетом машино-мест

 

2 651 085

 

108

 

2 750 467

 

103

 

2 844 052

 

103

 

2 905 497

 

102

2 957 330

 

102

Итого

 

6 923 115

 

107

 

7 275 669

 

105

 

7 573 196

 

104

 

7 781 020

 

103

7 968 484

 

102

 

По состоянию на 31.12.2018 ЕГРНИ содержал сведения о следующем количестве зарегистрированных сделок купли-продажи объектов недвижимости, повлекших переход права собственности:

 

Наименование регистрационного округа

Количество

Брестская область

12 478

Витебская область

11 950

Гомельская область

12 157

Гродненская область

10 295

г.Минск

19 586

Минская область

23 185

Могилевская область

9 164

Республика Беларусь

98 815

 

Наполнение ЕГРНИ осуществлялось двумя путями.

·  Формирование документов ЕГРНИ путем перенесения информации о произведенных ранее государственных регистрациях недвижимого имущества и прав на него, содержащихся в организациях, ранее занимавшихся государственной регистрацией и учетом недвижимости в Республике Беларусь. Такое формирование предусмотрено статьей 73 Закона о государственной регистрации.

·  Внесение информации в ЕГРНИ путем совершения регистрационных действий.

 

В настоящее время обновление ЕГРНИ осуществляется не реже 1 раза в час.

 

На сегодняшний день ЕГРНИ является сложным взаимосвязанным информационным ресурсом. В составе ЕГРНИ функционирует значительное количество реестров и регистров (реестр регистраторов, реестр специалистов по технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, реестр классификаторов, система обмена электронными документами, реестр организаций по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним и др). Создана и аттестована система защиты информации ЕГРНИ.

 

3. Впервые в Республике Беларусь создан институт регистраторов недвижимости. К регистратору недвижимости законодательством предъявляются требования (образование, обязательность стажировки, обязательность аттестации). Регистраторы недвижимости наделены исключительным правом в Республике Беларусь вносить информацию в ЕГРНИ. В настоящее время в Республике Беларусь действует 668 регистратора недвижимости, а всего за пятнадцатилетний период в реестр регистраторов была внесена информация о 1795 регистраторах недвижимости.

 

4. При помощи аппаратно-программного комплекса системы государственной регистрации оказываются электронные услуги участникам рынка недвижимости и обществу в реальном масштабе времени путем обеспечения предоставления дистанционного доступа к ЕГРНИ или оказание отложенной электронной услуги.

Организован доступ через Интернет всех заинтересованных лиц к Публичной кадастровой карте Республики Беларусь (далее - Публичная кадастровая карта). В пиковые периоды (после презентации запуска в 2014 году тестовой версии данной системы на телевидении)  было до 10 000 запросов в день. Для сравнения, за 2014 год всего обратилось 63,3 тысячи пользователей из 80 стран мира, включая Республику Беларусь, а за 2015 год – 136 тысяч пользователей из 111 стран мира. В 2016 году было направлено более 226 тысяч запросов от 61 тысячи 139 пользователя из 96 стран мира. В 2017 году к Публичной кадастровой карте обратилось 79 709 пользователей из 101 страны, направив в целом 306 442 запроса. В 2018 году к Публичной кадастровой карте обратилось 100 803 пользователя из 99 стран, направив в целом 406 728 запросов. Каждый месяц к Публичной кадастровой карте обращается более 8400 пользователей.

 

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2014 г. № 737 «О комплексе мер по стимулированию развития инфраструктуры рынка земли и либерализации земельных отношений» 11 декабря 2015 г. Публичная кадастровая карта была принята в промышленную эксплуатацию. В настоящее время Публичная кадастровая карта функционирует как геоинформационная система для предоставления бесплатного открытого доступа к пространственным данным Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; Реестра адресов Республики Беларусь; регистра стоимости земель, земельных участков государственного земельного кадастра; единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь.

 

Объем Е-услуг за 2018 год приведен в таблице

Наименование информационного ресурса

Количество предоставленных доступов за 2018

Количество пользователей по состоянию на 31.12.2018

Количество обращений/предоставленных сведений к базе данных регистра в 2018

1. Автоматизированная информационная система обмена электронными документами между организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и внешними пользователями

NKA_E_SERVICES, в том числе

195

1 488

68 391

2. Системы дистанционного доступа к регистру недвижимости

(NKA_Remote, OZ.NCA.BY, GZK.NCA.BY, info.nca.by), в том числе

1 799

9 269

13 680 559

3. Информационное взаимодействие с автоматизированными информационными системами

0

2

8 248 061

4. Общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС)

112

1 767

962 315

5. Информационное взаимодействие с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь

0

1

7 300 000

Всего

2 106

12 526

26 658 378

 

5. Совершение регистрационных действий – один из самых значимых этапов формирования системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. В 2003 году Законом о государственной регистрации законодателем был установлен максимальный срок совершения регистрационных действий: 14 рабочих дней.

С 30 января 2015 г. для совершения регистрационных действий в отношении большинства объектов недвижимого имущества действуют следующие сроки:

- 5 рабочих дней (общий срок);

- 7 рабочих дней - если объекты недвижимого имущества расположены на территории более одного регистрационного округа;

- 2 рабочих дня – в случае совершения регистрационных действий в ускоренном порядке;

- 1 рабочий день - если регистрационные действия совершаются в срочном порядке и заявление о государственной регистрации подано гражданином и зарегистрировано в журнале регистрации таких заявлений до 16.00 часов, подано индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом не менее чем за два часа до окончания установленного в организации рабочего времени (с 11.06.2017)  (ранее возможность совершения регистрационных действий в срочном порядке не была предусмотрена);

- в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций срок регистрации, как и ранее, составляет 1 месяц.

 

6. Создана система управления качеством совершения регистрационных действий и работ по технической инвентаризации и проверок характеристик недвижимого имущества. Функционирует программа дистанционного тестирования специалистов по технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества.

 

Создана комплексная система управления качеством совершения регистрационных действий, состоящая из подсистем:

а) кадрового обеспечения: включает в себя действующую комиссию по аттестации регистраторов; институт стажеров регистраторов; требования к квалификационной характеристике регистраторов; реестр регистраторов;

б) управления совершением регистрационных действий: включает в себя комплекс нормативных правовых актов и документов методологического характера; комплекс мер по дистанционной поддержке принятия решений регистраторами, систему обмена электронными документами;

в) мониторинга правильности совершения регистрационных действий: включает в себя как сам мониторинг правильности совершения регистрационных действий, так и комиссию по рассмотрению результатов мониторинга регистрационных действий;

г) повышения квалификации регистраторов: включает в себя курсы повышения квалификации регистраторов, техническую учебу.

 

7. Впервые в Республике Беларусь осуществлено нормирование целостности данных ЕГРНИ как информационного ресурса. На постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на поддержание и восполнение уровня целостности ЕГРНИ, достижения и поддержания целостности данных ЕГРНИ на уровне «отличный».

 

8. В 2018 году система государственной регистрации продолжала развиваться с учетом мировой тенденции развития системы электронных архивов и оборота электронных документов. В 2018 году в законодательство введено понятие электронной копии документа на бумажном носителе, а также внесены изменения, согласно которым подлинники документов, представленные заявителем для осуществления государственной регистрации, истребованные на бумажном носителе, сканируются и после подписания электронной цифровой подписью регистратора вносятся в регистрационное дело в виде электронных копий документов на бумажном носителе.

Замена бумажных архивов на цифровые – одна из важнейших задач совершенствования отечественной системы государственной регистрации. Преобразование регистрационных дел в электронный вид дает множество преимуществ: экономию площадей в зданиях, бумаги, дистанционный поиск документов, экстерриториальность государственной регистрации, экономию на мерах противопожарной безопасности и др.

Данный процесс носит эволюционный характер и основан на создании специализированной архивной открытой информационной системы (далее – АОИС).

В 2018 году проводились работы по сопровождению процесса внедрения архива электронных документов. На основании проводимой эксплуатации в пилотных зонах аккумулировались предложения по развитию АОИС, учитывались процессы наполнения базы, ее быстродействия. Для решения поставленных задач специалистами ГУП «Национальное кадастровое агентство» и агентств по государственной регистрации и земельному кадастру осуществлялся комплекс организационных и программно-технических мероприятий. В 2018 году фактически все агентства по государственной регистрации и земельному кадастру продолжили наполнять собственные электронные архивы, к формированию которых приступили в 2015 году.

Указанные достижения позволили сократить сроки совершения регистрационных действий преимущественно до 2 рабочих дней (в некоторых случаях время совершения регистрационных действий не превышает 1 часа), сформировать стоимость услуги по государственной регистрации, не зависящую от стоимости права собственности, а также максимально сократить число административных процедур при совершении регистрационных действий.

 

9. Законом Республики Беларусь от 8 января 2018 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» в систему государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним введен новый субъект: авторизованный посредник*.

* оказывает гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам услуги, связанные с государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, внесением исправлений в документы ЕГРНИ, внесением отметок в регистрационную книгу, предоставлением сведений и документов из ЕГРНИ посредством электронного взаимодействия с организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Стать авторизованным посредником может адвокат, риэлтерская организация, юридическое лицо, уполномоченное должностное лицо которого подписало документ, являющийся основанием для государственной регистрации, а также нотариус или другое должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия.

 

По состоянию на 31.12.2018 их насчитывается 6 (2 застройщика, 3 риэлтерских организации и 1 адвокат). В целях обеспечения электронного взаимодействия авторизованных посредников и системы государственной регистрации недвижимого имущества ГУП «Национальное кадастровое агентство» разработано и внедрено специальное программное обеспечение.

В течение 2018 года авторизованными посредниками в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним направлено 2 пакета документов для совершения регистрационных действий.

 

10. Результат анализа о количестве и категории дел, рассмотренных судами первой инстанции в 2018 году по вопросам, связанным с недвижимым имуществом.

 

Одним из критериев оценки общего качества системы управления земельными ресурсами страны в рамках отчета Всемирного банка «Ведение бизнеса» является наличие в публичном доступе информации о количестве земельных споров, рассматриваемых судами первой инстанции. Для освещения данного вопроса Верховным Судом Республики Беларусь предоставлен результат анализа о количестве и категории дел, рассмотренных судами первой инстанции в 2018 году по вопросам, связанным с недвижимым имуществом.

 

Категория дел

Всего окончено

Из них с вынесением решения

С удовлетворением иска

Прекращено

Оставлено без рассмотрения

Передано в др. суды

По земельным спорам (по жалобам и искам)

1 061

801

595

199

60

1

О признании права собственности на жилые дома, квартиры

1 184

892

751

264

18

10

О разделе жилых помещений

497

241

197

217

27

12

О признании сделок с квартирами недействительными (обмен, купля-продажа и т.д.) и применении последствий недействительности сделок

353

288

161

49

14

2

По спорам, связанным с жилой площадью, принадлежащей жилищно-строительным кооперативам, коллективам индивидуальных застройщиков, вытекающим из создания объекта долевого строительства

155

100

79

44

11

0

О расторжении договора найма жилого помещения

1 993

1 614

1 431

339

36

4

О признании права пользования жилым помещением

91

76

62

14

1

0

Об установлении порядка пользования и изменения договора найма жилых помещений

262

184

153

69

9

0

О выселении с предоставлением другого жилого помещения

195

152

125

37

6

0

О выселении без предоставления другого жилого помещения

4 638

3 642

3 208

926

63

7

Другие жилищные дела

1 808

1 383

1 178

386

36

3

Достижения системы государственной регистрации не остались незамеченными международным сообществом. Всемирный Банк и Международная финансовая корпорация ежегодно определяют рейтинг инвестиционной привлекательности стран по различным показателям: основание бизнеса, разрешение на строительство, возможность получения кредита, платежи налогов и др. По каждому показателю в отдельности, а также по их совокупности 190 странам присваивается определенный рейтинг. Один из критериев оценки – система «Регистрация собственности».

 

Рейтинг «Регистрация собственности», прежде всего, определяется по таким критериям как стоимость и срок совершения регистрационных действий, количество необходимых для этого процедур, индекс качества земельного администрирования.

С учетом того, что после проведения исследования в 2014 году была изменена методология оценки экономик стран по показателю «Регистрация собственности», в частности, был введен новый критерий оценки «Земельное администрирование»: «Вопросы по общему качеству системы управления земельными ресурсами» (сейчас – «Индекс качества земельного администрирования»), был пересчитан рейтинг за 2014 год, в результате чего Республика Беларусь заняла 6 место в мире.

Согласно отчету Всемирного Банка «Doing Business-2016» Беларусь по критерию «Регистрация собственности» занимала в рейтинге стран 7-е место в мире. Благодаря упрощению процедуры передачи недвижимого имущества за счет усиления прозрачности и надежности системы управления земельными ресурсами Беларусь поднялась на 5-е место в мире по данному показателю в отчете Всемирного Банка «Doing Business – 2017», которое сохранило в отчете Всемирного Банка «Doing Business – 2018», а также «Doing Business – 2019».

 

В тоже время система государственной регистрации стремится к дальнейшему совершенствованию. В настоящее время этот процесс происходит в соответствии с Программой развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на 2014 – 2020 годы. В Программе приведены ориентиры развития системы государственной регистрации, необходимые усовершенствования, оптимизация бизнес-процессов.

Ознакомиться с Программой развития системы государственной регистрации недвижимого имущества на 2014-2020 годы.

ГУП «Национальное кадастровое агентство» ежегодно подготавливает для всеобщего сведения показатели системы государственной регистрации и представляет их в виде Годовых отчетов. С отчетами за предыдущие периоды можно ознакомиться, перейдя по приведенным ссылкам.

Годовой отчет 2018

Закрыть

Карта сайта