Мой кут

 

Форум

 

Вопросы-Ответы

 

 



 
Лучшие сайты беларуси -
 

 

Система государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – система государственной регистрации) в современном виде создавалась в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 года «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации). Закон о государственной регистрации вступил в силу с 8 мая 2003 года.

 

Система государственной регистрации непрерывно развивалась, достигая новых качеств и предоставляя своим клиентам услуги. За период существования системы действовали три Программы развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним: период с 2003 по 2008, с 2009 по 2013, с 2014 по 2020 годы. В настоящее время в период с 2021 по 2025 годы действует Государственная программа «Земельно-имущественные отношения, геодезическая и картографическая деятельность».

 

К настоящему времени достигнуты следующие значимые показатели развития системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним:

 

1.     Создана стройная система организаций по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним. Система состоит из:

Специально уполномоченного органа государственного управления

 

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.

 

Республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним

 

ГУП «Национальное кадастровое агентство»

 

Территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества прав на него и сделок с ним

 

РУП «Брестское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Витебское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Гродненское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

РУП «Могилевское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

 

 

2.     Впервые в Республике Беларусь был создан единый информационный ресурс о недвижимом имуществе, в котором содержится информация о земельных участках, капитальных строениях, незавершенных законсервированных капитальных строениях, изолированных помещениях, машино-местах, правах на них и сделках с ними – единый государственный регистр недвижимого имущества прав на него и сделок с ним (далее – ЕГРНИ). Наполнение ЕГРНИ как информационного ресурса осуществляется посредством совершения регистрационных действий и внесения исправлений в документы ЕГРНИ в соответствии с действующим законодательством. В 2009 году ЕГРНИ признан базовым информационным ресурсом государства (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 г. № 673; с 28.03.2020 – в приложении 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2020 г. № 159 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2019 г. № 460»).

 

Состав ЕГРНИ и динамика его изменения в 2016-2020 годах

Виды недвижимости

 

2016

 

2016

 

2017

2017

2018

2018

2019

2019

2020

2020

Кол-во

% к

2015

Кол-во

% к

2016

Кол-во

% к

2017

Кол-во

% к

2018

Кол-во

% к

2019

Земельные участки

2 404 844

 

106

 

2 493 525

104

2 570 515

103

2 653 931

103

2 779 463

105

Капитальные строения с учетом незавершенных законсервирован-ных капитальных строений

 

2 324 300

 

103

 

2 381 998

102

2 440 639

102

2 495 430

102

2 550 765

102

Изолированные помещения с учетом машино-мест

 

2 844 052

 

103

 

2 905 497

102

2 957 330

102

3 019 777

102

3 076 472

102

Итого

 

7 573 196

 

104

 

7 781 020

103

7 968 484

102

8 169 138

103

8 406 700

103

 

По состоянию на 31.12.2020 в ЕГРНИ содержались сведения о следующем количестве зарегистрированных сделок купли-продажи объектов недвижимости, повлекших переход права собственности:

 

Наименование регистрационного округа

Количество

Брестская область

11 429

Витебская область

11 446

Гомельская область

11 369

Гродненская область

9 633

г.Минск

17 557

Минская область

19 610

Могилевская область

9 326

Республика Беларусь

90 370

 

Наполнение ЕГРНИ осуществлялось двумя путями.

  • Формирование документов ЕГРНИ путем перенесения информации о произведенных ранее государственных регистрациях недвижимого имущества и прав на него, содержащихся в организациях, ранее занимавшихся государственной регистрацией и учетом недвижимости в Республике Беларусь. Такое формирование предусмотрено статьей 73 Закона о государственной регистрации.
  • Внесение информации в ЕГРНИ путем совершения регистрационных действий.

 

В настоящее время обновление ЕГРНИ осуществляется не реже 1 раза в час.

 

На сегодняшний день ЕГРНИ является сложным взаимосвязанным информационным ресурсом. В составе ЕГРНИ функционирует значительное количество реестров и регистров (реестр регистраторов, реестр специалистов по технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, реестр классификаторов, система обмена электронными документами, реестр организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и др). Создана и аттестована система защиты информации ЕГРНИ.

 

В территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним осуществляется внедрение нового программного обеспечения подсистемы государственной регистрации и ведения локальных баз данных ЕГРНИ (NKA_NET3). Среди преимуществ такого программного обеспечения можно выделить следующие: единая база данных в реальном масштабе времени; упрощение работы регистратора путем автоматизации процессов; современный картографический интерфейс; наличие связи с другими государственными информационными ресурсами; упрощение экстерриториальной государственной регистрации; оптимизация расходов на обслуживание и ведение, а также отсутствие необходимости установки дополнительного программного обеспечения; практически неограниченные возможности для расширения функционала и возможностей программного обеспечения.

 

В 2020 г. осуществлено внедрение обозначенного программного обеспечения в 35 структурных подразделениях организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – организации по государственной регистрации), количество осуществленных с помощью него регистрационных действий в 2020 году достигло 79 145.

 

3.     Впервые в Республике Беларусь создан институт регистраторов. К регистратору законодательством предъявляются требования (образование, обязательность стажировки, обязательность аттестации). 10 июля 2018 г. постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь № 28 утверждены Правила профессиональной этики регистратора. Регистраторы наделены исключительным правом в Республике Беларусь вносить информацию в ЕГРНИ. В настоящее время в Республике Беларусь действует 665 регистраторов, а за весь период в реестр регистраторов была внесена информация о 1902 регистраторах.

 

4.     При помощи аппаратно-программного комплекса системы государственной регистрации оказываются электронные услуги участникам рынка недвижимости и обществу в реальном масштабе времени путем обеспечения предоставления дистанционного доступа к ЕГРНИ или оказание отложенной электронной услуги.

 

Организован доступ через Интернет всех заинтересованных лиц к Публичной кадастровой карте Республики Беларусь (далее – Публичная кадастровая карта). В пиковые периоды (после презентации запуска в 2014 году тестовой версии данной системы на телевидении)  было до 10 000 запросов в день. Для сравнения, за 2014 год к Публичной кадастровой карте всего обратилось 63,3 тысячи пользователей из 80 стран мира, включая Республику Беларусь, а за 2015 год – 136 тысяч пользователей из 111 стран мира. Рост количества пользователей Публичной кадастровой карты, представляющих разные страны, а также направляемых ими запросов продолжился и в следующие годы: в 2017 году – ­79 709 пользователей из 101 страны (306 442 запроса), в 2018 году – 100 803 пользователя из 99 стран (406 728 запросов), в 2019 году – 201 132 пользователя из 111 стран (509 039 запросов). В 2020 году к Публичной кадастровой карте обратилось 216 986 пользователя из 109 стран (582 651 запрос). Каждый месяц к Публичной кадастровой карте обращается в среднем более 18 000 пользователей.

 

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2014 г. № 737 «О комплексе мер по стимулированию развития инфраструктуры рынка земли и либерализации земельных отношений»
11 декабря 2015 г. Публичная кадастровая карта была принята в промышленную эксплуатацию. В настоящее время Публичная кадастровая карта функционирует как геоинформационная система для предоставления бесплатного открытого доступа к пространственным данным единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; реестра адресов Республики Беларусь; регистра стоимости земель, земельных участков государственного земельного кадастра; единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь.

 

Объем Е-услуг за 2020 год приведен в таблице

Способ предоставления

Количество обращений/ предоставленных сведений в 2020 году

Электронные сервисы

Интернет-ресурс GZK.NCA.BY

3 304 244

Программное обеспечение NKA_E_SERVICES

406 821 ЭД

Интернет-ресурс INFO.NCA.BY

1 724 244

Е-услуги, оказываемые посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС)

ОАИС

1 355 861

Корпоративные сети внешних организаций

Программное обеспечение NKA_REMOTE

4 887 872

Передача массивов данных посредством ОАИС

Информационное взаимодействие с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь

11 141 140

 

Всего

 

34 343 966

 

5.     Совершение регистрационных действий – один из самых значимых этапов формирования системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. В 2003 году Законом о государственной регистрации законодателем был установлен максимальный срок совершения регистрационных действий: 14 рабочих дней.

С 30 января 2015 г. для совершения регистрационных действий в отношении большинства объектов недвижимого имущества действуют следующие сроки:

- 5 рабочих дней (общий срок);

- 7 рабочих дней - если объекты недвижимого имущества расположены на территории более одного регистрационного округа;

- 2 рабочих дня – в случае совершения регистрационных действий в ускоренном порядке;

- 1 рабочий день - если регистрационные действия совершаются в срочном порядке и заявление о государственной регистрации подано гражданином (с 02.01.2020), индивидуальным предпринимателем или представителем юридического лица (с 11.06.2017) и зарегистрировано в журнале регистрации таких заявлений не менее чем за два часа до окончания установленного времени работы организации (ранее возможность совершения регистрационных действий в срочном порядке не была предусмотрена);

- в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций срок регистрации, как и ранее, составляет 1 месяц.

 

6.     Создана система управления качеством совершения регистрационных действий и работ по технической инвентаризации и проверок характеристик недвижимого имущества. Функционирует программа дистанционного тестирования специалистов по технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества.

 

Создана комплексная система управления качеством совершения регистрационных действий, состоящая из подсистем:

а) кадрового обеспечения: включает в себя действующую комиссию по аттестации регистраторов; институт стажеров регистраторов; требования к квалификационной характеристике регистраторов; реестр регистраторов;

б) управления совершением регистрационных действий: включает в себя комплекс нормативных правовых актов и документов методологического характера; комплекс мер по дистанционной поддержке принятия решений регистраторами, систему обмена электронными документами;

в) мониторинга правильности совершения регистрационных действий: включает в себя как сам мониторинг правильности совершения регистрационных действий, так и комиссию по рассмотрению результатов мониторинга регистрационных действий;

г) повышения квалификации регистраторов: включает в себя курсы повышения квалификации регистраторов, техническую учебу.

 

7.     Впервые в Республике Беларусь осуществлено нормирование целостности данных ЕГРНИ как информационного ресурса. На постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на поддержание и восполнение уровня целостности ЕГРНИ, достижения и поддержания целостности данных ЕГРНИ на уровне «отличный».

 

8.     В 2020 году система государственной регистрации продолжала развиваться с учетом мировой тенденции развития системы электронных архивов и оборота электронных документов. В 2018 году в законодательство введено понятие электронной копии документа на бумажном носителе, а также внесены изменения, согласно которым подлинники документов, представленные заявителем для осуществления государственной регистрации, истребованные на бумажном носителе, сканируются и после подписания электронной цифровой подписью регистратора вносятся в регистрационное дело в виде электронных копий документов на бумажном носителе.

Замена бумажных архивов на цифровые – одна из важнейших задач совершенствования отечественной системы государственной регистрации. Преобразование регистрационных дел в электронный вид дает множество преимуществ: экономию площадей в зданиях, бумаги, дистанционный поиск документов, экстерриториальность государственной регистрации, экономию на мерах противопожарной безопасности и др.

Данный процесс носит эволюционный характер и основан на создании специализированной архивной открытой информационной системы (далее – АОИС).

В 2020 году аккумулировались предложения по развитию АОИС, учитывались процессы наполнения базы, ее быстродействия. Для решения поставленных задач специалистами ГУП «Национальное кадастровое агентство» и организаций по государственной регистрации осуществлялся комплекс организационных и программно-технических мероприятий. В 2020 году фактически все организации по государственной регистрации продолжили наполнять собственные электронные архивы, к формированию которых приступили в 2015 году.

Указанные достижения позволили сократить сроки совершения регистрационных действий преимущественно до 2 рабочих дней (в некоторых случаях время совершения регистрационных действий не превышает 1 часа), сформировать стоимость услуги по государственной регистрации, не зависящую от стоимости права собственности, а также максимально сократить число административных процедур при совершении регистрационных действий.

 

9.     Законом Республики Беларусь от 8 января 2018 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» в систему государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним введен новый субъект: авторизованный посредник*.

* оказывает гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам услуги, связанные с государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, внесением исправлений в документы ЕГРНИ, внесением отметок в регистрационную книгу, предоставлением сведений и документов из ЕГРНИ посредством электронного взаимодействия с организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Стать авторизованным посредником может адвокат, риэлтерская организация, юридическое лицо, уполномоченное должностное лицо которого подписало документ, являющийся основанием для государственной регистрации, а также нотариус или другое должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия.

 

По состоянию на 31.12.2020 их насчитывается 13 (2 застройщика, 7 риэлтерских организации, 3 адвоката и 1 банк). В целях обеспечения электронного взаимодействия авторизованных посредников и системы государственной регистрации недвижимого имущества ГУП «Национальное кадастровое агентство» разработано и внедрено специальное программное обеспечение.

В течение 2020 года авторизованными посредниками в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним направлено 145 пакетов документов для совершения регистрационных действий.

 

10.   Результат анализа о количестве и категории дел, рассмотренных судами первой инстанции в 2020 году по вопросам, связанным с недвижимым имуществом.

 

Одним из критериев оценки общего качества системы управления земельными ресурсами страны в рамках отчета Всемирного банка «Ведение бизнеса» является наличие в публичном доступе информации о количестве земельных споров, рассматриваемых судами первой инстанции. Для освещения данного вопроса Верховным Судом Республики Беларусь предоставлен результат анализа о количестве и категории дел, рассмотренных судами первой инстанции в 2020 году по вопросам, связанным с недвижимым имуществом.

 

Категория дел

Всего окончено

из них

с вынесением решения

в том числе с удовлетворением иска

прекращено

оставлено без рассмотрения

передано в другие суды

По земельным спорам (по жалобам и искам)

860

654

515

163

40

3

О признании права собственности на жилые дома, квартиры

1 160

857

730

264

25

14

О разделе жилых помещений

400

192

141

183

23

2

О признании сделок с квартирами недействительными (обмен, купля-продажа и т.д.) и применении последствий недействительности сделок

235

182

89

41

7

5

По спорам, связанным с жилой площадью, принадлежащей жилищно-строительным кооперативам, коллективам индивидуальных застройщиков, вытекающим из создания объекта долевого строительства

39

35

23

4

О расторжении договора найма жилого помещения

1 952

1 624

1 469

284

30

14

О признании права пользования жилым помещением

78

63

52

13

2

 

Об установлении порядка пользования и изменения договора найма жилых помещений

218

151

116

60

4

3

О выселении с предоставлением другого жилого помещения

216

167

135

40

5

4

О выселении без предоставления другого жилого помещения

3 321

2 631

2 251

618

54

18

Другие жилищные дела

1 624

1 175

1 040

401

37

11

Всего

10 103

7 731

6 561

2 071

227

74

 

Достижения системы государственной регистрации не остались незамеченными международным сообществом. Всемирный Банк и Международная финансовая корпорация ежегодно определяют рейтинг инвестиционной привлекательности стран по различным показателям: основание бизнеса, разрешение на строительство, возможность получения кредита, платежи налогов и др. По каждому показателю в отдельности, а также по их совокупности 190 странам присваивается определенный рейтинг. Один из критериев оценки – система «Регистрация собственности».

 

Рейтинг «Регистрация собственности», прежде всего, определяется по таким критериям как стоимость и срок совершения регистрационных действий, количество необходимых для этого процедур, индекс качества земельного администрирования.

 

С учетом того, что после проведения исследования в 2014 году была изменена методология оценки экономик стран по показателю «Регистрация собственности». В частности, был введен новый критерий оценки «Земельное администрирование»: «Вопросы по общему качеству системы управления земельными ресурсами» (сейчас – «Индекс качества земельного администрирования»), был пересчитан рейтинг за 2014 год, в результате чего Республика Беларусь заняла 6 место в мире.

 

Согласно отчету Всемирного Банка «Doing Business-2016» Беларусь по критерию «Регистрация собственности» занимала в рейтинге стран 7-е место в мире. Благодаря упрощению процедуры передачи недвижимого имущества за счет усиления прозрачности и надежности системы управления земельными ресурсами Беларусь поднялась на 5-е место в мире по данному показателю в отчете Всемирного Банка «Doing Business – 2017», которое сохранило в отчете Всемирного Банка «Doing Business – 2018». В отчете Всемирного Банка «Doing Business – 2019» – 14 место.

 

Ввиду того, что Всемирный банк в 2020 году временно приостановил публикацию обзоров «Ведение бизнеса» из-за подозрений, что в отчетах за 2018 и 2020 годы данные по ряду стран были некорректно изменены, в настоящее время актуальным является рейтинг по состоянию на май 2019 года (согласно отчету «Doing Business – 2019»).

 

Система государственной регистрации стремится к дальнейшему совершенствованию. В настоящее время этот процесс происходит в соответствии с Государственной программой «Земельно-имущественные отношения, геодезическая и картографическая деятельность». В Программе приведены ориентиры развития системы государственной регистрации, необходимые усовершенствования, оптимизация бизнес-процессов.

 

Ознакомиться с Государственной программой «Земельно-имущественные отношения, геодезическая и картографическая деятельность».

 

ГУП «Национальное кадастровое агентство» ежегодно подготавливает для всеобщего сведения показатели системы государственной регистрации и представляет их в виде Годовых отчетов. С отчетами за предыдущие периоды можно ознакомиться, перейдя по приведенным ссылкам.

 

Годовой отчет 2010

Годовой отчет 2011

Годовой отчет 2012

Годовой отчет 2013

Годовой отчет 2014

Годовой отчет 2015

Годовой отчет 2016

Годовой отчет 2017

Годовой отчет 2018

Годовой отчет 2019

Годовой отчет 2020

 

 

 

Закрыть

Карта сайта